Административная реформа в Турции  

Административная реформа в Турции

Турецкая Республика была провозглашена 29 октября 1923. Это произошло после победы национально-освободительного движения во главе с Мустафой Кемалем (известным с 1934 как Ататюрк) в войне за независимость с державами Антанты, которые разгромили Османскую империю в Первой мировой войне, и с греческими войсками, которые попытались захватить значительную часть Анатолии. Конституция 1924 провозглашала, что «суверенитет принадлежит народу» и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа – Великого национального собрания.

Конституция 1982 включала длинный перечень гражданских и политических прав, которые могли быть ограничены в случае необходимости защиты «национальной безопасности», «единства государства» и «общественной нравственности». Правительству предоставлялась право вводить чрезвычайное или осадное (военное) положение. Конституция предусматривала всенародные выборы однопалатного Великого национального собрания, которому предоставлялась вся полнота законодательной власти, право назначать премьер-министра и формировать Совет министров, ответственный перед парламентом, а также создавать Конституционный суд. Президенту, избираемому Великим национальным собранием сроком на 7 лет, вручались большие полномочия по исполнительной линии и право вето на законодательные акты. При этом «временными постановлениями» планировалось, что глава военного режима генерал Кенан Эврен становится президентом на первый семилетний срок после вступления конституции в действие.

Таким образом, современная Турецкая Республика — унитарное государство со смешанной формой правления (с элементами как парламентской, так и президентской республики).

Согласно действующей Конституции Турецкой Республики, «власть безоговорочно принадлежит нации». Народ осуществляет власть напрямую, путем выборов, а через полномочные органы власти - косвенно. Полномочные органы власти в Турции представлены законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть принадлежит высшему органу власти - Великому национальному собранию Турции /ВНСТ/ и не может быть никому передана. Исполнительная власть представлена президентом страны и правительством, судебная - независимыми судами[15].

Турция является социальным, демократическим, правовым государством, в котором принцип разделения властей закреплен конституционно. Законодательный контроль над исполнением этого принципа возложен на Конституционный суд. Непосредственное же его претворение в жизнь контролируют административные судебные инстанции.

По Конституции, Турция является Республикой. Она, является демократическим, светским, социально-правовым государством, верным принципам и национализму Ататюрка, в котором уважаются права человека. Демократия, предусмотренная Конституцией, является представительной. Никто не вправе использовать полномочия государства, не основанные на Конституции.

Основополагающими принципами государственного устройства Турции являются модель «унитарное государство» и принцип «один народ». Народ «один». Страна «единая». Государство «одно».

Лаицизм - основа государственного устройства Турции. Он не допускает ни частичного, ни полного создания социальной, экономической, политической и правовой основ государства на религиозных началах. Никто не вправе использовать религиозные чувства граждан и религиозные ценности для достижения политических или корыстных целей и для усиления своего влияния.

В Турции действует современный принцип «социальное государство», введенный с тем, чтобы дополнить традиционное понятие правового государства. Он признает за государством право на защиту социально незащищенных граждан от социально сильных, обеспечение социальной справедливости и защиту социальных гарантий.

Конституция 1982 года определяет административную систему Турции как централизованную. В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию). Наиболее крупные города (центры провинций) с населением свыше 1 млн. чел.: Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Адана, Конья, Анталья, Антакья, Газиантеп, Шанлы Урфа, Самсун.

Во главе каждой провинции стоит губернатор (вали), назначаемый Советом Министров с одобрения Президента. Губернатор является главным представителем центрального правительства в своей провинции и подотчетен непосредственно министру внутренних дел. В число основных функций вали входит проведение политической линии государства, выполнение постановлений и решений правительства.

Конституция наделяет губернатора почти неограниченной властью в случае объявления чрезвычайного положения. Важной функцией губернатора как представителя центральной власти является осуществление надзора за деятельностью местных выборных органов с целью обеспечения эффективности управления на местном уровне и защиты интересов граждан. Министр внутренних дел может смещать с должности чиновников местного уровня, если они находятся под следствием или обвиняются в правонарушениях, связанных с их службой[16].

В начале 1995 года Турция была разделена на 76 провинций (vilayetlar). Каждая провинция подразделяется в среднем на 8 районов (kazalar), а каждый район, в свою очередь примерно на 493 округа (bucaklar). Столицы провинций, районные центры и все города с количеством жителей более 2000 имеют статус муниципалитетов и управляются выборными мэрами.

На уровне провинций центральное правительство ответственно за осуществление национальных программ в области здравоохранения и социальной помощи, общественной деятельности, культуры и образования, сельского хозяйства и животноводства, экономических вопросов.

В качестве главы исполнительной власти провинции и главного представителя центрального правительства каждый губернатор организует и проверяет деятельность других чиновников, ответственных за осуществление правительственных программ и представляющих соответствующие министерства на уровне провинции. Государственные гражданские служащие возглавляют местные учреждения национального правительства, занимающиеся вопросами образования, финансов, здравоохранения и сельского хозяйства. В каждой провинции эти чиновники образуют Административный совет провинции (vilayet genel meclisi), который, под председательством губернатора, принимает важнейшие административные решения и, в случае необходимости, назначает дисциплинарные взыскания чиновникам провинции.

Губернатор также возглавляет Собрание провинции и некоторые органы, занимающиеся местной торговлей и промышленностью. Собрание провинции, работающее в тесном сотрудничестве с Административным советом, выбирается на 5 лет и собирается ежегодно для принятия бюджета провинции и выборов членов Административной комиссии провинции (по одному представителю от каждого района). Административная комиссия также возглавляется губернатором и собирается раз в неделю для совместных консультаций. Провинциальный бюджет складывается из арендных платежей, платежей за услуги, штрафов и 1% доли национальных налоговых поступлений. В большинстве провинций главными статьями расходов являются сельскохозяйственные программы, строительство ирригационных сооружений и школ.

Правительство Турции считает необходимой реформу местного самоуправления. Пакет реформ, предложенный правительством, основан на положениях Европейской хартии местного самоуправления. Главной целью реформ является постановка местных органов власти на прочную финансовую основу и предоставление им большей независимости. Согласно планам реформы, граждане будут платить больше за местные услуги, возможно, оплата за освещение улиц будет возложена на местных жителей. Реформа также призвана побудить крупные муниципалитеты и их более мелких соседей не дублировать полномочия и услуги, а распределить их.


9538582117970075.html
9538608107018189.html
    PR.RU™