Алгоритм поиска литературы по теме исследования  

Алгоритм поиска литературы по теме исследования

1. Найти все издания произведений вашего автора и ознакомиться со всеми предисловиями или послесловиями, написанными к ним.

2. Ознакомиться со всеми критическими работами, посвященными вашему автору, найденными вами в библиотечных каталогах. Обращайте особое внимание на сноски.

3. Расширить список источников за счет библиографических указателей ИНИОН серии "Литературоведение", специальных библиографических справочников. Попробовать отыскать неизвестные вам работы в каталогах или заказать их по МБА.

4. Еще одним источником для сбора библиографии (в том числе и по теоретическим проблемам) являются всякого рода литературные энциклопедии и литературные энциклопедические словари. В них многие словарные статьи заканчиваются постатейными библиографиями. Например, темой вашего курсового сочинения являются композиционные особенности некоего литературного произведения. В ''Литературном энциклопедическом словаре" находите статью "Композиция", внимательно изучаете ее. Затем обращаетесь к источникам, указанным после статьи. Таким образом, обращение к "Литературному энциклопедическому словарю" обогащает вашу библиографию сразу несколькими источниками:

1) Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 198.

2) Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. (Любое издание).

3) Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

4) Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

5) Нирё Л. О значении и композиции произведения // Семиотика и художественное творчество. М., 1977.

Обращаться следует к самым поздним изданиям энциклопедий и энциклопедических словарей.

РАБОТА С КНИГОЙ

Умение работать с книгой — это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что оказалось ценным и нужным. Этому следует специально учиться. Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только потом ее тщательная обработка.

Предварительное ознакомление с книгой. Ценность каждого научного сочинения колеблется в весьма широких пределах. Далеко не каждую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части. Для экономии времени следует всегда начинать с предварительного ознакомления с книгой или статьей. При этом необходимо принять во внимание следующие моменты, позволяющие определить ценность работы:

· заглавие,

· автор,

· издательство,

· время издания,[1]

· аннотация,

· оглавление,

· авторское или издательское предисловие,

· справочно-библиографический аппарат.

Предварительное ознакомление включает и беглый просмотр книги в поисках какого-либо имени, названия, даты, термина и т.д. Убедившись, что книга содержит материал, необходимый для исследования вашей научной темы, приступите к чтению книги.

Чтение книги. Тщательная проработка текста требует не только его прочтения. Его надо обязательно понять и осмыслить. Задача заключается в том, чтобы проследить последовательность хода мысли автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными предложениями, выделить главное, отделить основные положения от иллюстраций и примеров. Подобный анализ значительно облегчается, если в ходе чтения выписываются главные положения. Усвоению главных положений работы способствует использование закладок с тематическими отметками. Исключаются всякие пометки в библиотечных книгах!

"Смысловой тупик" при чтении текста может быть обусловлен его терминологическими особенностями. Вам могут попадаться непонятные слова, термины. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо сомнения. Для литературоведения это особенно необходимо: многие термины используются в разных контекстах неоднозначно, разные авторы могут вкладывать разный смысл в один и тот же термин (например, сюжет, рассказ, образ и др.) Очень важно всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари. Необходимо также в ходе анализа работы уяснить, какое значение вкладывает в тот или иной термин сам автор.

Примеры словарей и энциклопедий:

  1. Большая советская энциклопедия.
  2. Литературная энциклопедия.
  3. Литературный энциклопедический словарь.
  4. Словарь литературоведческих терминов.

Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, гипотезы, отвечающие вашим взглядам на вещи. Их также стоит фиксировать в виде заметок на отдельном листке с обязательном указанием страницы, где вы нашли заинтересовавшую (удивившую) Вас мысль. Ваши оценки также являются неотъемлемой частью реферата!

Записи при чтении. Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться записями. Не случайно говорится о необходимости чтения с "карандашом в руке".

Если после беглого просмотра вы убедились, что работа будет полезна в вашем научном поиске, необходимо приступить к ее конспектированию. Вначале целесообразно составить план статьи. Он может состоять из главных положений работы (тезисный план) или из заголовков и ключевых слов. Необходимо и полезно сделать выписки-цитаты, которые могут пригодиться при написании реферата.

Ни в коем случае не надо заниматься сплошным и бездумным списыванием. Это пустая трата времени. Нужно также помнить, что не раз придется обращаться к собственным конспектам, поэтому нужно делать их максимально наглядными и логичными. Это можно сделать за счет системы заголовков, подзаголовков, ключевых слов, за счет расчленения текста на абзацы, подчеркиваний, нумерации отдельных понятий и т.д.

Каждый студент выбирает самую удобную для себя форму конспектирования. Однако, необходимо помнить, что существует два обязательных требования к любому конспекту:

1) наличие полей, достаточно широких для того, чтобы делать на них отметки, 2) точное указание страницы, на которой напечатано данное положение, данная мысль.

Помните! Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск.

После окончаний работы над статьей или разделом книги необходимо написать для себя ее аннотацию, т. е. 3—5 предложений, в которых передан основной смысл (новые идеи) статьи и ваша оценка научной значимости работы. Такие аннотации очень полезны при написании реферата. Их можно делать на обороте ваших библиографических карточек.


9534183664187174.html
9534261071521179.html
    PR.RU™